Фонокорректор голосовые связки винила
Как уже говорилось в представлении предварительного усилителя, фонокорректор по своей конструкции относится именно сюда. Исключение составляет ПО (программное обеспечение), которое сообщает соответствующую функцию всякой системе на базе ПК. В принципе, ничего не мешает подключить активную акустику или усилитель мощности, обладающие регулятором громкости и согласованным электрическим входом, непосредственно на выход с обычного (традиционного) фонокорректора. Лучше, однако, этого не делать, поскольку каждому свое: сигнал, снятый вами непосредственно с фонокорректора, может оказаться «тощим» и потребовать дальнейшего своего «обогащения» в предварительном усилителе. Достаточно нагрузить фонокорректор его непосредственной функцией. Фонокорректор для винила то же, что ЦАП для компакт-диска.
Стереофонические интегральные усилители, как правило, обладают очень хорошей схемой для подключения к ним проигрывателя винила, вернее прямого выхода с его головки (иглы, звукоснимателя, картриджа). Это объясняется тем, что изначально стереоусилитель возник для осуществления именно этой функции: озвучивания винила как основного источника в домашней аудиосистеме. В многоканальном ресивере эта схема тоже может быть включена, но она не поддерживается общей идеологией аппарата, в котором, как известно, доминируют цифровой декодер и процессор. Практически это значит, что фонокорректор не только занимается сигналом с винила, а еще и обогащает всю схему усилителя, а та в свою очередь «корректирует» звук схемы корректора. Усилитель полон таких взаимосвязей, но фонокорректор пожалуй, самый влиятельный элемент его схемы. Именно поэтому зачастую его заключают в отдельную секцию внутри общего ящика, а то и выносят за его пределы или же ставят непосредственно в проигрыватель винила.
Фонокорректор работает со слабым сигналом, поступающим с головки проигрывателя. Он повышает его многократно до уровня «стандартного» аудиосигнала (150 200 мВ). В таком виде винил уже можно «писать», беря его с линейного выхода усилителя. Фонокорректор подстраивается под головку проигрывателя, которая подразделяется на два основных типа в зависимости от способа сопряжения иглодержателя головки с подвижной индуктивной системой магнитной головки. Это может быть тип «подвижной магнит» (ММ или moving magnet) или тип «подвижная катушка индуктивности» (MC, moving coil). Первый тип головки более распространен и лучше освоен в изготовлении. Он отличается несколько более высоким уровнем сигнала. Второй тип подороже, посложнее и покапризнее, так как дает сигнал послабее и требует особую схему повышения уровня. Далеко не каждый фонокорректор оборудован такой схемой (здесь надо смотреть присутствие обозначения МС). В хай-энд-аудио иногда для эквализации МС-сигнала создают отдельный блок с собственным источником питания, который в системе предваряет «нормальный» фонокорректор. Этот тип головки действительно более подвижен и, соответственно, игла снимает и передает больше нюансов с бороздки пластинки. Но такая «избыточная информация» нравится не всем слушателям. Такие столпы в сфере магнитных головок как Shure принципиально работают только с первым типом.
Кроме чувствительности в милливольтах фонокорректор должен учитывать сопротивление магнитной системы головки (в Омах, Ohm). Лучшие схемы имеют переключатель нагрузки или сопротивления, который подбирается близко к спецификациям разных головок. В практике он служит для пользовательской настройки уровня ВЧ и НЧ в формируемом сигнале винила. В том или ином виде сигнал пойдет на запись в темброблок усилителя, где «окрасится» еще больше. Нюансировка сигнала со столь капризного и красивого источника как винил никогда не бывает лишней. Ди-джеи игнорируют этот фактор, поскольку в дискотеке и радиостудии нужен «грубый» наступательный звук. Ревнители хай-эндной чистоты тоже игнорируют пользовательские настойки, стремясь к абсолютной правде звукоизвлечения. «Золотая середина» признает все, что можно предусмотреть в фонокорректоре. Здесь и подбор кабеля (сетевого и звукового), и установка выносного корректора на шипы или иные аудиофильские подставки, и даже самостоятельная замена элементов схемы по усмотрению хозяина. Если вы намерены впаивать в схему «лучшие» детали, то будьте осторожны с их номиналом. Насколько его соблюдать или превышать это сфера компетенции квалифицированного радиотехника.
С точки зрения практического применения в системе, нас может интересовать лишь фонокорректор как отдельно оформленный блок. Если вы покупаете проигрыватель винила «домашней» категории плюс усилитель или ресивер без гнезда Phono то вам понадобится докупить именно такой выносной фонокорректор. Намерены ли вы менять головки на проигрывателе с целью дифференциации его звука: ММ, МС, примитивной или эзотеричной конструкции? Есть головки, которые (кроме шуток!) стоят на рынке 5000 у.е. и к ним подбирается столь же дорогой корректор, разумеется только выносной. Только в выносном корректоре можно осуществить максималистскую и «мощную» схему. Некоторые модели профессиональных студийных проигрывателей (Stanton, Gemini) имеют встроенный фонокорректор, а иногда еще и АЦП для записи на болванку. От них можно ожидать слишком примитивного и малоинтересного звучания. В последнее время фонокорректоры начали выпускать даже мультимедийные фирмы. Как всякое консервативное аудио, фонокорректор наиболее удается фирмам-консерваторам, которые некогда формировали звучание самого винила. Это не мешает, скажем, отечественным инженерам Губину и Грибанову, а также австро-чешской компании новой эпохи Pro-Ject занимать на отечественном рынке фонокоректоров главенствующее место.
Источник: Cifrovik