hi-fi - на главную
MENUHi-Fi.com.ua
Каталог товаров
Atlas CablesAureaBurmesterCabasseClearaudioClearaudio VinylDaliDefinitive TechnologyDenonE.A.R./YoshinoHEOSJVCLW SpeakersMarantzMeridianNagaokaNordostOnkyoPolk AudioReal CableThorensTonar
Черная Пятница в Music Hall!
о проекте каталог продукции новости где купить

HI-FI/HI-END ПРОДУКЦИЯ

Hi-Fi статьи Где Купить? Hi-Fi советы Как все начиналось Глоссарий терминов Ссылки
ИНСТАЛЛЯЦИЯ

Умный дом / Smart House Домашний кинотеатр Озвучивание помещений Комплексные решения Демонстрация

СТАТЬИ И ОБЗОРЫ

BD/DVD плеерыDVD+РесиверDVD+Ресивер+АкустикаАксессуарыАксессуары Hi-FiАксессуары для LCD телевизоровАкустикаАкустика BurmesterАкустика Cabasse серии BalticАкустика Cabasse серии Eole 3Акустика Cabasse серии IO 2Акустика Cabasse серии La SphereАкустика Cabasse серии MC 170Акустика Cabasse серии MC 40Акустика Cabasse серии MT 32Акустика Cabasse серии PacificАкустика Cabasse серии StreamАкустика Cabasse серии The PearlАкустика DALI серия AltecoАкустика DALI серия CallistoАкустика DALI серия EpiconАкустика DALI серия FazonАкустика DALI серия IkonАкустика DALI серия KubikАкустика DALI серия LektorАкустика DALI серия MentorАкустика DALI серия OberonАкустика DALI серия OpticonАкустика DALI серия RubiconАкустика DALI серия SpektorАкустика DALI серия ZensorАкустика HEOSАкустика Hi-Fi/Hi-EndАкустика KEF серия BladeАкустика KEF серия EАкустика KEF серия IQАкустика KEF серия KHTАкустика KEF серия LSАкустика KEF серия RАкустика KEF серия ReferenceАкустика KEF серия XАкустика MERIDIANАкустика MS серия AvianoАкустика ONKYOАкустика Polk Audio серия SignatureАкустика встраиваемаяАкустика встраиваемая DALIАкустика встраиваемая Polk Audio серия RCiАкустика встраиваемая Polk Audio Серия SCАкустика компл (5АС)Акустика компл (5АС+саб)Винил - аксесуарыВинил - Картриджи звукоснимателя MMВинил - Картриджи звукоснимателя MСВинил - Проигрыватели виниловых дисковВинил - тонармы для винилового проигрывателяВинил - Шасси (Table) для виниловых проигрывателейВиниловые пластинкиВиниловые пластинкиДомашн. кин (акустика 5 АС + сабвуфер + усилитель)Домашние кинотеатры (полный комплект)Кабели - инсталяционные наборыКабели HDMI / DVIКабели акустическиеКабели видеоКабели межблочныеКабели силовыеКабели цифровыеКомплектыМини переходникиНаушникиПодставки для акустикиПроекторыПульты ДУСабвуферыСабвуферы MS серия AvianoСаундбарыСаундбары Polk AudioСетевые фильтры / кондиционерыСистемы многоканального звука - MultiroomСистемы управления - smart houseТелевизоры LCDТелевизоры ПлазменныеУсилители для наушниковФото аксессуарыЭлектроника - AV Комплекты / ДК в коробкеЭлектроника - AV Ресиверы.Усилители.ПроцессорыЭлектроника - AV-HD медиаплеерыЭлектроника - Blu-ray / DVD ПлеерыЭлектроника - CD ресиверыЭлектроника - CD/SACD плеерыЭлектроника - DAC процессорыЭлектроника - iPad/iPod/iPhone - Док-станцииЭлектроника - Multirooms / Сетевые медиасистемыЭлектроника - Медиаплееры с поддержкой сетиЭлектроника - Мини системы / СтереокомплектыЭлектроника - СтереоресиверыЭлектроника - ТюнерыЭлектроника - Усилители для наушников с DACЭлектроника - Усилители мощностиЭлектроника - Усилители предварительныеЭлектроника - Усилители стерео (интегральные)Электроника - Фонокорректоры (MM/MC)Электроника-DVDAudio/DVD/CDуниверсальные плееры


       // Портал Hi-Fi
         // Hi-Fi новости
           // «Экстрафон»: как звучал имперский Киев. Часть 1

«Экстрафон»: как звучал имперский Киев. Часть 1

Киев... Что знаем о его истории мы, обыватели? Колыбель городов русских. Так. Кто знал, что в начале прошлого века наш древний город был колыбелью не только городов русских, но и зарождающегося звукозаписывающего бизнеса, самым активным внедрителем «одомашненной» музыки в массы?

В 1905-1908 годах Берлинское граммофонное общество «Интернациональ Экстра Рекорд» пыталось проникнуть на российский рынок. Старт оказался не вполне удачным: продавая пластинки в петербуржском торговом доме Германа Гессе, общество оказалось задавлено сильной конкуренцией уже работавших на то время в столице граммофонных фирм. Нужно было искать другие рынки сбыта.

Внимание немцев приковал Киев — город с давними музыкальными традициями, связь с музыкой у жителей которого истоками своими уходит в начало истории и тесно переплетается со всеми сферами жизни.

Киевский купец Игнатий Игнатьевич Индржишек, человек прогрессивных взглядов, прекрасно разбиравшийся в музыке и и звукотехнике и еще с 1882 года торговавший в Киеве музыкальными инструментами, оборудовал в одном из своих магазинов по ул. Крещатик, 41, первую в Российской империи студию звукозаписи. Очень смелый на то время шаг. Но, поскольку Индржишека киевляни знали как одну из самых передовых личностей города, его новшество привлекло немалый интерес горожан. Студия, привезенная из Германии, вобрав в себя все последние достижения акустики и механики того времени, стала своеобразной демонстрацией могущества человеческой мысли. Для Киева, да и для российской империи в целом, то была диковина, на которую стекались поглазеть из всех городов и весей.

Н.В. Лысенко
Н.В. Лысенко

Первой записью, сделанной на этой студии, был вокал известной на то время певицы Е.Д. Петляш под аккомпанемент нашего выдающегося соотечественника композитора и музыканта Н.В. Лысенко. Очень скоро спрос на пластинки превысил предложение. Индржишек со своим компаньоном Эрнстом Гессе очевидно должны были увеличить объемы производства. До сих пор все их пластинки тиражировались в Германии с воскового диска с записью, доставляемого из Киева. Партнеры решились на постройку собственной фабрики.

Граммофонный мир
«Граммофонный мир»

Производство пластинок, граммофонов, издание специализированного журнала «Граммофонный мир» — такие грандиозные планы были намечены на ближайшее будущее. Проектировал здание архитектор Филипп Краус, за постройку отвечал Бедрих Кораб. Торжественная закладка фундамента на Шулявке состоялась уже в 1910 году. В традиционную капсулу Индржишек заложил потомкам послание: «Тот, кто при перестройке этот лист, вложенный в основание, найдет, пусть помолится за память воздвигнувших кров этот и желавших ему всего лучшего».

Эрнст Гессе, который на то время владел головным офисом «Интернациональ Экстра Рекорд», приехал в Киев лично руководить строительством. Работа спорилась. В короткие сроки здание почти вывели. Уже осуществлялась наладка оборудования, уже изготавливались первые партии пластинок.

Все рухнуло в одночасье: пожар оставил только пепелище на месте почти материализовавшейся мечты. Убытки были ошеломляющие: около ста тысяч рублей. Ни одна фирма перед началом постройки не решилась страховать фабрику, «обладающую массой горючего материала». Вместе со зданием были уничтожены матрицы, восковые диски с записями и все готовые пластинки. Эрнст Гессе не выдерживает такого удара, продает свою долю компаньону Индржишеку и навсегда покидает Киев.

Успех приходит к упрямым и отчаянным. Индржишек не собирается паниковать и сетовать на судьбу. Он вкладыавет в проект еще 50 тысяч рублей. Фабрику отстраивают заново, оборудуют по последнему слову техники. Уже в конце 1911 года возрожденная фабрика «Экстрафон», отпечатала первые пластинки, выпустила первый журнал «Пластинка». Дело развивалось бешенными для того времени темпами, продажи росли в геометрической прогрессии: двумя годами раньше пожар не только уничтожил здание, но и сослужил большую пользу распространении имени будущей фабрики. Сегодня сказали бы, что история с пожаром сделала имя фабрики узнаваемым брендом. Ведь все газеты того времени на все лады муссировали историю с пожаром, а затем и с бегством немецкого партнера нашего купца, и смелом решении последнего воссоздать здание своими средствами.

Началась каждодневная работа по записи артистов. Первой Индржишек записал киевскую певицу Ковальчевскую, исполнявшую в своеобразной теплой, с характерным народным песням надрывом, манере. Пластинки разлетелись, надо было срочно делать следующие записи. Но немецкие специалисты, отладив оборудование, спешно покинули город.

Оставшись один со своими проблемами, Индржишек стал срочно искать человека, хорошо разбиравшегося в данном бизнесе.

Гриша уезжает
«Гриша уезжает»

Вскоре киевские газеты написали о том, что управляющий московской фирмы «Молль, Кибарт и К» (Метрополь-Рекорд) Я.И. Берквиц перешел на работу в «Экстрафон». Фабрика снова ожила, работа закипела. В прилавках магазинов красовались сразу большое количество самых разнообразных записей. Записи оркестров, хоров, струнных квартетов, самоучители французского языка, цыганская песня, популярные романсы — жанровость и тематика способны были удовлетворить любой вкус. Особую популярность получил «боевик», как называли тогда в России хитовую песню, «Гриша уезжает»: «песнь покинутой на вокзале перед отходом поезда» завершалась звуком паровоза, навсегда увозящего любимого. Также глубоко тронула лиричную славянскую душу «Песнь ослепшей девушки», которую мгновенно размели с прилавков.

Поначалу на «Экстрафоне» делали запись только на двусторонних пластинках «Гранд» 25 см. в диаметре. Но вскоре, после появления у конкурентов носителей диаметром 30 см., на киевской фабрике стали готовиться к их освоению. Было закуплено новое оборудование. Пластинки на большом формате выходили под новым именем «Артистотипия». Первая серия этих пластинок содержала классические записи, в том числе, Киевского симфонического оркестра.

Фрагмент статьи о слиянии нескольких граммофонных компаний
Фрагмент статьи о слиянии нескольких граммофонных компаний

В конце 1913 года в России был сформирован граммофонный синдикат, куда не вошел только «Экстрафон». Почему Индржишек отказался от заманчивого участия в данном объединении, сулящем здоровую конкуренцию и, соответственно, дополнительные прибыли, остается только догадываться. Возможно, заподозрил в нечистоте помыслов устроителей, которым он не раз перешел дорогу своим удачливым делом. Но так или иначе, «свободный полет» фирмы на диво обернулся взлетевшими прибылями. Престиж торговых марок «Экстрафон» и «Артистотипия» поднялся на недосягаемую для конкурентов высоту, а пластинки с их логотипами разбирали мгновенно. Интересная история произошла с одной пластинкой. Неизвестный баритон, имя которого обозначалось на упаковке тремя звездочками, пел так хорошо, что скоро его запись стала самой популярной. Покупатель недоумевал, почему имя столь полюбившегося певца по-прежнему скрывают. Ведь такой подход неразумен даже с точки зрения продаж: зная имя, поклонник данного исполнителя без раздумий купил бы все его записи. Оказалось, что под звездочками скрывается имя солиста Большого театра Г.А. Бакланова, который уже заключил контракт с Акционерным Обществом "Граммофон", по которому не имел права записываться в других фирмах.

О том, что и тогда бизнес часто обходил закон, свидетельствует еще одна история. Полупиратская, как мы бы сейчас сказали, звукозаписывающая фирма "Orpheon Record" первой стала печатать на своих этикетках (в 1910 г.) портрет исполнителя. Возможно, что именно проблемы с легализацией своей продукции заставили владельцев "Orpheon Record" пойти на столь оригинальный для того времени шаг. Продолжила это начинание тогда только одна фирма — одна из наиболее процветающих фабрик грампластинок "Экстрафон", находившаяся в Киеве.

Вообще эти пластинки украшались раньше только логотипом с изображением парящей музы: в начале 20-го века в ответ на требование внести в обозначение граммофонной фирмы обязательное отличие от других производителей к словам стали добавлять какое-то изображение. Название дореволюционной фирмы «Экстрафон» сопровождалось изображением орла с пучком молний в клюве. После революции в дополнение к орлу пластинка этой компании приобрела на этикетке девушку с лютней, увешанную розами, а также текст: «Исключительно на пластинках «Экстрафон».

Хозяин окончательно окрепшего «Экстрафона» Индржишек твердо намерен был расширять свое дело. Но чтобы внедриться в российские столицы Москву и Петеребург, там нужен был серьезный партнер. Претенденотом стал известный в граммофонных кругах Михаил Коган, начавший успешно торговать пластинками на юге России, а затем перебравшийся в Москву. Ему и передали руководство оптовыми продажами фирмы. Управляющий «Экстрафоном» Берквиц был счастлив, поскольку, прежде всего, намеревался окватить московский рынок, а затем перебраться и на берега Невы. В Петербурге на то время пластинки «Экстрафона» распространял А.И. Вейсберг через свой торговый дом «Меркурофон».

 

© Hi-Fi.com.ua, 2006

Atlas CablesAureaBurmesterCabasseClearaudioClearaudio VinylDaliDefinitive TechnologyDenonE.A.R./YoshinoHEOSJVCLW SpeakersMarantzMeridianNagaokaNordostOnkyoPolk AudioReal CableThorensTonar

Hi-Fi рассылка
E-mail:



Облако тэгов
Ресивер onkyo, проектор киев купить, фонокорректоры, акустика hi end класса, clearaudio champion


о проекте | продукция | новости | где купить |

Copyright © 2002-2019 hi-fi.com.ua. Перепечатка и публикация материалов
разрешена при условии указания ссылки на сайт hi-fi.com.ua